«Театр – действо коллективное»

Наталья Суворова. О театре, актерском таланте и месте в жизни

Театральный коллектив «Зазеркалье» из МБУ ДО ЦДТ «Радуга» получил Гран-при российского конкурса-фестиваля «Кружева» в Великом Устюге. Интерпретация и игра юных чепецких актеров понравилась комиссии, по итогам конкурса наши чтецы стали лауреатами I степени, каждый в своей возрастной категории. А София Леонтьева стала обладательницей Гран-при фестиваля. О поездке, детях и актерском таланте мы поговорили с руководителем «Зазеркалья» Натальей Суворовой.
Наталья Викторовна, расскажите о фестивале «Кружева»? В каких номинациях выступали наши ребята?
— Это был всероссийский фестиваль, который открыл свои двери нескольким десяткам талантливых детей со всей России. Мы выступали в номинации «Сценическое искусство: театр и художественное чтение» В обоих номинациях мы получили гран-при фестиваля, в первой – главный приз у всего коллектива, во второй – у Софии Леонтьевой, четверо наших ребят стали лауреатами первой степени.

Что должны участники представить на сцене?

— В номинации «Театр» мы, по традиции, показали спектакль. На любом фестивале организаторы требуют от участников привозить маленькие постановки, к примеру, сценки, этюды, а мы всегда показываем спектакль. Нынешний шел 40 минут, но жюри нас не прерывало, значит, представление увлекло.
— В номинации «Художественное чтение» каждый чтец выходит на сцену и представляет свою программу – два разных произведения. Например, одно классическое, второе современное или прозаическое и стихотворное. Это делается для того, чтобы жюри могло оценить, насколько чтец владеет сценической речью, мелодикой, ритмикой. Дети читают по кругу: сначала одно произведение, потом второе, а у жюри складывается общее впечатление о каждом участнике.
Что на этот раз подготовили? Что-то тематическое, к Новому году? Все-таки фестиваль был на родине Дела Мороза?
— Мы подготовили спектакль «Теремок» по С. Маршаку. Каждый раз, когда я подбираю спектакль, ищу такой, чтобы понравился и мне, и детям и подошел бы на конкурс, но никогда не обращаю внимание на «привязку» к датам – Новый год, 8 марта или что-то другое. Главное, чтобы спектакль был театральным, смотрибельным, чтобы он нравился актерам и зрителям. После фестивалей спектакли держатся в репертуаре «Зазеркалья» год и два, и чепчане их смотрят. По итогам конкурса, нас пригласили на международный фестиваль в город Брест. Повезем новый репертуар. Может быть, поедем в Таллин или Астану, нужно будет еще с коллективом это обсудить…

А вы советуетесь с коллективом, что ставить?

— Да, а иначе не получится! Я же не сольный певец, хочу еду, хочу дома остаюсь, у нас одно целое. Важно, чтобы ребята и родители были согласны, чтобы и они готовились к поездке, чтобы взрослые выстраивали свои планы, а главное, для детей, которые поедут, нужно поставить то, что им интересно играть. Театр – это действо коллективное, если один человек вдруг из него выпадает, его кто-то обязательно должен заменить. В этот раз одна из участниц заболела перед самой поездкой и не смогла отправиться с нами. Другой маленькой артистке пришлось играть свою роль и роль этой девочки, со всеми вытекающими последствиями – быстрое обучение, вхождение в роль, костюм. Мама девочки Земленухиной Полины, кстати, совершила просто героический поступок — она буквально за две ночи сшила для ребенка костюм лягушки. Девочки разного роста и комплектации – прежний бы не подошел. Успех любого спектакля зависит не только от руководителя, но и от хорошего концертмейстера.

За счет чего маленькая актриса смогла так быстро перестроиться?

— Все дети знают все роли, они взаимозаменяемые, и понимают, что в экстренном случае они подставят плечо товарищу. Это, кстати, театральная система, и дети из играющего состава хорошо с ней знакомы.

Сколько человек в играющем составе? И где остальные?

— В играющем составе человек 15, остальные пока обучающиеся. Когда ребенок готов играть много и хорошо, это чувствуется, тогда он переходит с одного уровня на другой. Скажу сразу, не все из тех, кто приходит в коллектив, в нем остаются. Кто-то уходит быстро…

Можно в маленьком пятилетнем ученике разглядеть будущего актера?

— Все дети удивительно индивидуальны, но есть совсем непохожие на других, я называю их «поцелованными Богом», иногда такие таланты можно увидеть уже в пятилетнем возрасте.

А другие, сначала незаметные малыши, меняются после обучения?

— Конечно, меняются! Актер – профессия для избранных, из миллиона человек истинным артистом станет лишь один. Но пусть большинство из наших ребят не выберут для себя профессию актера, зато они станут людьми, которые любят театр, поэзию, искусство. Я всегда говорю родителям: «Не нужно лепить из ребенка актера! Но если он научится слышать, видеть и разбираться в искусстве и быть просто хорошим зрителем — это великий плюс для него». Есть дети, которые поступают в театральные вузы, но их мало. В этом году наша выпускница Кобзарь Екатерина стала студенткой Казанского Государственного института культуры актерского отделения, а два года назад наш выпускник Бараксанов Роман поступил в Вологодский областной колледж искусств на актерское отделение. Но есть и те, кто выбирает культурологические, исторические, лингвистические, технологические факультеты и продолжает играть в театрах при вузах, любительских и других театрах. Продолжает любить искусство, и это главное. Театр помогает любому ребенку стать более уверенным в своих силах, раскрыть сильные стороны. Если ребенок не умеет танцевать, то он умеет петь или рисовать, или организовывать других, а может, он умеет дружить и становится душой коллектива. Если бы не театр, где бы еще ребенок об этом узнал?

Наталья Викторовна, как вы попали в Чепецк? Не малы Вам сегодня границы? Вы видали большие сцены, а у нас город маленький…

— Я закончила режиссерское отделение МГИК ныне МГУКИ, долго работала режиссером в городе Кольчугино, а потом пришлось уйти из театра и переехать в Чепецк. В «Янтаре» я вела студию «Диалог», но девяностые годы отрицательно сказались на театре, и я ушла работать в школу, затем в ЦДТ «Радуга». Сегодня могу уверенно сказать: мне нравится работать там, где я работаю.

Интервью Ольги Величко, журналиста газеты «Вперёд» (газета «Вперёд» № 47)